- Подробности
-
Создано 22.12.2020 14:46
Борьба за снижение внутренних цен на продукты дошла и до сои: подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле РФ на заседании 18 декабря приняла решение о введении с 1 февраля по 30 июня 2021 года экспортной пошлины на соевые бобы в размере 30%, но не менее 165 евро за тонну.
Это решение душит экспорт сои и негативно скажется на аграрном бизнесе дальневосточников.
На другие регионы РФ решение влияния практически не окажет.
«Пошлина сильно бьет по экономике сельского хозяйства дальневосточных регионов, растениеводство которых держится на выращивании и экспорте сои в соседний Китай», — отметил в интервью «Интерфаксу» директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. И добавил, что если уж вводится пошлина, то параллельно необходимо вводить и субсидии на транспортировку сои с востока на запад страны.
Ранее пострадавшими оказались экспортеры рапса, когда правительство приняло решение об экспортной пошлине на эту культуру в размере 30%, но не менее 165 евро за тонну. Пошлина будет действовать с 9 января по 30 июня 2021 года.
Новость про пошлины на рапс и сою прокомментировал генеральный директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко: «Пошлина на рапс — это очень плохо. Пошлина на сою — во вред отрасли».
По словам Владимира Петриченко, около 2 млн тонн соевых бобов выращивает Дальний Восток. Внутренняя региональная потребность в этой культуре, даже с учетом Иркутского МЭЗа, — около 1 млн тонн. Следовательно, примерно 1 млн тонн дальневосточной сои «зависает», потому что 30% — это пошлина запретительная. И что делать сельхозпроизводителям, которым закрыт рынок, а внутренняя переработка по технологическим параметрам не справится с этим объемом? Везти эту сою в европейскую часть, да и даже в Сибирь, совершенно невыгодно».
Как сообщил Петриченко, в этом сезоне (с начала сентября 2020 года) экспорт соевых бобов составил 300 тыс. тонн. «Из них немногим более 20 тыс. тонн приходится на Турцию, 1 тыс. тонн — на Узбекистан. Немного соевых бобов купили Южная Корея, Япония и Гонконг, — сказал он. — Все остальное купил Китай — 250 тыс. тонн». И потребность в сое в Китае только растет.
Как и Дмитрий Рылько, Владимир Петриченко считает, что запрет на экспорт логично сопровождать субсидированием транспортных издержек по доставке соевых бобов в основные регионы их переработки, на запад России. Крупнейшие переработчики сои — компании «ЭФКО» в Белгородской области и «Содружество» в Калининградской области, напомнил Петриченко.
В 2019 году производство сои в России составило 4,36 млн тонн. В 2020 году планируется достичь показателя в 4,7 млн тонн, в 2021 году — 5,1 млн тонн, в 2022 году — 5,6 млн тонн.