- Подробности
-
Создано 29.02.2024 18:21
Рекордные переходящие остатки давят на рынок в преддверие нового урожая. Будет ли решена эта проблема? Об этом говорил Владимир Петриченко, директор компании «ПроЗерно» в своем докладе «Перспективы окончания зернового сезона 2023-2024».
- Начинаем рассказ о том, что же будет в конце сезона, как мы будем его завершать. Росстат буквально сегодня ночью разместил окончательные итоги урожая, чем добавил всем работы на остаток ночи. Итак, официальные данные по урожаю - 144 млн 925 тысяч тонн зерна и зернобобовых. Предварительно 14,37 млн тонн кукурузы, хотя я полагал, что будет 16,6 млн тонн, Росстат показал 16,62 млн тонн кукурузы. Это рекордный урожай. По пшенице второй результат - 92,83 млн тонн. Рекорд по зернобобовым, их не просто много, а очень много - 5,954 млн тонн.
В этих данных нет новых регионов. Когда и как Росстат интегрирует в статистику эти четыре региона, неизвестно. В статистике этого зерна нет, но оно приходит на рынок и его надо учитывать, а это около 4,75 млн тонн зерна Новороссии.
Везде по России урожаи, близкие к рекорду. Рекорд в ДФО. Ниже среднего – по Сибири, вы это сами ощущаете. 4,5 млн тонн Росстат показал по Алтайскому краю.
Кратко о внутреннем потреблении. Среднегодовое поголовье по птице практически осталось на прежнем уровне, чуть снизилось. Некоторое увеличение поголовья свиней, но темпы роста скромнее прежних лет. По комбикормам есть определенный рост, но с замедлением в темпах. То есть, драйверов, чтобы увеличить внутреннее потребление зерна, нет.
В 2022 году произошел рост производства муки - за счет новых регионов и роста экспорта. В сезоне 2023-24 экспорт муки может превысить миллион тонн. Больше всего муки экспортируется в Афганистан.
Огромные переходящие запасы, о которых все говорят. При сохранении внутреннего потребления на уровне прошлого сезона в 85 млн тонн и экспортном потенциале в 70 млн тонн, конечные запасы могут, дай Бог, снизиться ниже 18 млн тонн, что уже приемлемо для нормальной зерновой индустрии.
Что входит в 70 млн тонн экспорта: это 52 млн тонн пшеницы, рекордные объемы по ячменю, рекордные по зернобобовым (около 4 млн тонн). Уверенность вселяют темпы экспорта – на 8-9 млн тонн опережаем прошлогодние показатели. (Хотя тут есть неприятный фактор. Тройка лидеров по экспорту - Египет, Турция, Иран, а они плательщики плохие, денег у них нет. Бангладеш платит лучше. Например, на тендерах GASC (Египет) закупается пшеница с отсрочкой оплаты в 270 дней.
Идут интервенционные закупки. Но будут ли закуплены плановые 2 млн тонн – под вопросом, т.к. последние закупки идут с провалами.
Если все факторы сложатся, то на свободном рынке конечных запасов будет 13-14 млн тонн, из них 7-8 млн тонн пшеницы. Это очень хорошо, вполне сопоставимо с 2018-2020 годами, когда все ходили по рынку и спрашивали: «Где зерно?» В ближайшие два-три месяца картина будет кардинально перевернута. Мы сейчас имеем неприятный рынок покупателя, но ситуация может перевернуться. Не то чтобы на рынок продавца. Но и не на рынок покупателя.